Спад конечного потребления домохозяйств частично компенсирован инвестициями в запасы. Росстат опубликовал оценку ВВП России за 1Q21 методом использования доходов, подтвердив первую оценку, рассчитанную производственным методом, в соответствии с которой спад составил -0,7% YoY. В 4Q20 спад в годовом выражении составлял -1,8%.
Хотя общая оценка говорит о том, что ВВП в 1Q21 почти вернулся к уровню 1Q20, структура расходов показывает, что главный элемент ВВП – конечное потребление домашних хозяйств – еще на 2,8% отставало от прошлогоднего уровня. Он внес максимальный отрицательный вклад в динамику ВВП. Максимальный положительный вклад внесло накопление товарно-материальных запасов (прежде всего, запасов готовой продукции компаниями обрабатывающей промышленности — по нашей оценке, без его влияния спад ВВП мог бы составить -1,8% YoY.
В структуре использования ВВП негативный вклад внесли следующие факторы:
- Наиболее существенный вклад внесло продолжающееся снижение конечного потребления домашних хозяйств (-2,8% YoY. Оно может быть связано со снижением реальных располагаемых доходов населения (-3,6% YoY, а также с действовавшими в тот период антиковидными ограничениями. Другие данные Росстата показывают, что оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в 1Q21 снизился на 1,4% YoY, а объем платных услуг населению – на 5% YoY.
- На втором месте по отрицательному вкладу в рост ВВП – экспорт (-2,4% YoY. Здесь основное негативное влияние оказало вынужденное сокращение добычи нефти РФ в рамках соглашения ОПЕК+ для стабилизации нефтяного рынка в условиях резкого падения спроса на энергоресурсы из-за пандемии и ограничений мобильности.
<!—: —>
Динамика годового ВВП по расходам (% изменение к предыдущему году:
Среди факторов, способствовавших смягчению спада (внесли положительный вклад в динамику ВВП можно отметить следующие:
- Валовое накопление (+8% YoY, обеспеченное приростом материальных оборотных средств – по разъяснениям Росстата, прежде всего, запасов готовой продукции на предприятиях обрабатывающих производств. При этом валовое накопление основного капитала сократилось на 0,4% YoY (несколько неожиданно, с учетом ранее опубликованных данных Росстата о росте инвестиций в основной капитал в 1Q21 на 2% YoY. Накопление товарно-материальных запасов в составе валовых накоплений внесло максимальный положительный вклад в динамику ВВП (по нашей оценке, без его влияния, спад мог бы составить -1,8% YoY. По-видимому, компании накапливали запасы готовой продукции в ожидании будущего спроса. В то же время это довольно неустойчивый фактор экономического роста — в будущем можно ожидать, что темпы накопления запасов снизятся и/или запасы будут расходоваться.
- Сокращение импорта (-2,1% YoY, что выглядит неожиданно, с учетом данных ФТС о росте импорта товаров в физическом выражении в 1Q21 на 9,6% YoY. В данном случае (в структуре ВВП речь идет об изменении экспорта и импорта в реальном выражении, включая как товары, так и услуги. Основной эффект в сокращении импорта, как и в прошлом году, обеспечило сокращение импорта услуг, прежде всего, вследствие закрытия большинства границ и сжатия международного туризма. Увеличение расходов на импорт вносит отрицательный вклад в динамику ВВП, а сокращение – соответственно, положительный. Однако из-за опережающего снижения экспорта по сравнению с импортом, вклад чистого экспорта в динамику ВВП оказался слабоотрицательным.
- Увеличение расходов госуправления (+0,3% YoY в составе конечного потребления. По сравнению с прошлым годом, когда стимулирующая фискальная политика вносила заметный положительный вклад в динамику ВВП, в начале этого года рост этой компоненты существенно замедлился.
Вклад в динамику ВВП по компонентам расходов
Во 2Q21 консенсус-прогноз предполагает рост ВВП на 8,2% YoY, столь высокие темпы объясняются эффектом базы провального 2Q20. Оценки Минэкономразвития за апрель и май показывают рост на 10,8% YoY и 10,9% YoY, соответственно, с сокращением в мае разрыва к «допандемийному» уровню 4Q19 (с исключением сезонности до -0,3%. Наиболее активно происходило восстановление в обрабатывающей промышленности и розничной торговле непродовольственными товарами, устойчиво растут объемы выпуска в строительстве, ускорился рост розничного кредитования.
Во 2П21 и далее в 2022 г. темпы роста ВВП в годовом выражении, скорее всего, будут постепенно замедляться. По итогам 2021 г. мы ожидаем рост ВВП на 3,3-3,6%, риски связаны с третьей волной Covid-19 и расширяющимися для ее сдерживания ограничительными мерами. В 2022 г. ожидаем замедления темпов роста до 2,6-2,8% по мере исчерпания накопленных за период пандемии сбережений, открытия границ для международного туризма, проявления эффекта от ужесточения ДКП в сочетании с нормализацией бюджетной политики (предусматривающей со следующего года полное возвращение к бюджетному правилу.