В предвыборную пору депутаты активно используют тему повышения налогов, возрождения Госплана и даже восстановления «советского ценообразования». Не отстают от них и власти, которые готовят собственные налоговые инициативы. Повышение налогов для компаний и богатых людей — это благодатная тема, которая находит поддержку у граждан. Правда, мечты о Госплане и ценообразовании а-ля СССР хотя и вряд ли воплотимы в жизнь, показывают, прежде всего, недовольство уровнем жизни.
Член комитета по бюджету и налогам Госдумы, член КПРФ Вера Ганзя заявила о необходимости вернуться к советской системе ценообразования. «Цена складывается из себестоимости, торговых надбавок и прибыли. Это аксиома, которая действует сейчас в условиях рыночной экономики. Нужно взять все эти позиции, рассмотреть их под микроскопом и найти те самые моменты, которые сегодня обеспечивают неконтролируемый и чудовищный рост цен», — заявила депутат в интервью радиостанции «Говорит Москва». При этом депутат считает, что для того, чтобы сдержать цены, необходимо вернуться к ценообразованию времен СССР: «Раньше себестоимость товара была практически одинакова по годам, потому что не было роста цен на электроэнергию и т.д. Все было стабильно, поэтому можно было легко контролировать», — отметила Ганзя.
Учитель истории по профессии, депутат Ганзя, действительно знает, о чем говорит. Цены на электроэнергию, как и на основные продукты питания, действительно в СССР контролировались властями, что было не так сложно при полностью государственной экономике. Однако у этого была и оборотная сторона. В СССР многие товары были в дефиците и в обиход советских людей вошло слово «достать». Так, даже могущественный генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев сделал в своем дневнике любопытную запись: «Говорил с Абрасимовым. Попросил гэдээровский фен». Речь шла о после СССР в ГДР Петре Абрасимове, которого Брежнев, обладавший густой шевелюрой, попросил привезти фен из Восточной Германии. Фены, производимые в СССР, были худшего качества и не нравились советскому лидеру.
О ситуации в торговле и качестве советской продукции говорили не только «вражьи голоса», но и издания вроде «Крокодила» и «Работницы». На страницах последнего женщины жаловались на качество советских ползунков или колгот, которые не выдерживали пары носок. При этом, в СССР выпускались и товары весьма неплохого качества, но их надо было поискать и чаще всего купить их можно было в столице либо крупном городе СССР. В дефиците были, например, приличные даже по западным меркам холодильники «Минск», купить который часто было проблемой.
Вряд ли всего этого не помнит депутат от КПРФ Ганзя, которая, вероятно, так же откладывала часть скромной зарплаты учителя на югославские туфли. Однако сейчас эти проблемы у нее давно позади. Правда, в 2018 году она жаловалась, что ей не хватает на жизнь депутатской зарплаты в 380 тысяч рублей.
<!—: —>
Много плана, мало шоколада
Строгая система планирования, существовавшая в СССР, также давала мало возможностей для улучшения ситуации в легкой промышленности. Изделия советских модельеров, которые вполне были в тренде современной моды, не сразу могли поступить на предприятие, у которого был план по выпуску совсем другой продукции.
Подобная ситуация в экономике резко отличала СССР даже от передовых соцстран, таких как Венгрия, Чехословакия и ГДР. Все они сохранили обыденные элементы частного бизнеса, но даже и государственные предприятия выпускали продукцию приемлемого качества, так как экспортировали ее не только в СССР, но и в страны Запада. Что же касалось СССР, то «легкая промышленность существенно отстает от других отраслей индустрии», отмечалось в докладе «Плановое хозяйство», опубликованном в 1979 году.
При этом советская система с ее ценообразованием нередко подвергалась ударам. Так, талоны на продукты, вопреки всеобщему мнению, были введены в СССР отнюдь не при Михаиле Горбачеве. В 1978 году, как отмечает в одной из книг издания «Намедни» журналист Леонид Парфенов, страна вернулась к «нормированному распределению продуктов». Речь шла о выдаче продуктовых талонов в некоторых областях РСФСР: «Выдают талоны по месту жительства. Обычная норма — 500 грамм колбасы и 300 грамм сливочного масла на человека в месяц».
В этом же 1978 году происходит повышение цен на отдельные виды товаров — шоколад и шоколадные конфеты, а также кофе, который СССР закупал за границей, преимущественно в Бразилии. Главным образом выросли цены и на золото — цена на «презренный металл» поднята на 60%.
Возродим Госплан
Вопреки негативным воспоминаниям о советском дефиците и экономической модели СССР, среди сторонников КПРФ есть немало желающих вернуться к модели Госплана СССР. «Все попытки двигаться вперёд без Госплана обречены на болезненные провалы, циничные распилы, неэффективность и бездеятельность, прикрываемую бестолковой суетой», — отметил недавно в беседе с журналистами лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
При этом даже экономисты левых взглядов отмечают, что возрождение Госплана в чистом виде сегодня попросту невозможно. После войны систему директивного планирования, похожую на СССР, использовала Франция, однако сегодня вместо нее используется стратегическое планирование, основанное на экономических прогнозах. Директивного планирования а-ля Госплан нет даже в КНР, где для руководства смешанной моделью экономики используется индикативное планирование, характерное для рынка.
В России, где, по данным МВФ, госсектор производит 33% ВВП, элементы властного контроля над ценами также существуют. Так, государство регулирует цены на жизненно важные лекарства, а в последнее время президент России Владимир Путин пытался отчитывать производителей за рост цен на основные продукты питания. Так, на заседании правительства в декабре 2020 года Путин сделал публичную выволочку главе Минэкономразвития Максиму Решетникову из-за роста цен на подсолнечное масло. Вопрос было поручено решить в течение недели. Экономисты объясняли в то время, что рост цен внутри страны произошел из-за повышения экспортных цен на эту продукцию.
Вскоре после этого в России указом правительства был введен постоянный мониторинг цен на потребительские товары: «Новый инструмент позволит наладить системный анализ ситуации на рынке, прогнозировать риски подорожания значимой продукции и вовремя принимать меры для сдерживания роста цен», — отмечалось на сайте правительства.
Все эти инициативы бьют в точку. Cогласно мартовскому опросу «Левада центра» (признан Минюстом иноагентом, львиную долю россиян беспокоит рост цен на продукты. Так на вопрос социологов ответило 58% опрошенных.
Свою лепту в предвыборный год предлагают внести и другие депутаты. Председатель комитета по финансовому рынку, член другой левой партии — «Справедливой России» Анатолий Аксаков предложил ввести в России 35-процентный налог на прибыль. «В Америке до 50% доходит подоходный налог, с учетом федеральной ставки и региональной. Я думаю, нам до 50% не надо доводить, но если мы доведем до 35%, это вполне нормально», — заявил депутат, которого цитирует РИА «Новости». Стоит отметить, что с этого года в стране уже появилась прогрессивная шкала для определенного круга лиц. Такой налог должны платить граждане, которые зарабатывают более 5 000 000 в год. Для остальных граждан ставка по-прежнему остается равной 13%.
Впрочем, экономист, профессор ВШЭ и Чикагского Университета Константин Сонин относится к подобным инициативам критически: «В стране с таким неравенством, как Россия, идеи левых можно понять, хотя я с этим не совсем согласен. Потому что нам не удастся обложить налогом миллиардеров по ставке 70%, нам придется облагать 40% налогом и треть москвичей. Граждане остальной части страны могут это приветствовать, но это будет большим ударом по желанию людей что-то делать и работать», — рассказывал Сонин в интервью Finam.ru.
Повышением налогов в предвыборный период озаботился и президент России Владимир Путин, вспомнив об американском опыте после своей встречи с американским президентом Джо Байденом. Он призвал правительство изучить возможное введение глобального корпоративного налога на прибыль корпораций в 15%. Американскую инициативу повысить налоги на корпорации поддержали и страны G7. Власти стран хотят положить конец практике, чтобы крупные гиганты, такие как Google и Apple, платили налог лишь по месту регистрации, а не там, где получают доходы.
Налоговики уже изучают опыт США, а в правительстве, как рассказали «Газете.ru», уже обсуждают различные налоговые повышения, которые могут принести бюджету дополнительные 400 миллиардов. Здесь и повышение налоговых ставок для металлургов и налоги для состоятельных граждан.
Воплотятся ли эти планы в жизнь можно будет увидеть уже после выборов, а пока гражданам остается следить за заявлениями властей, которые не всегда отличаются последовательностью. Впрочем, так в любой стране. Многие американцы до сих пор, как шутку, повторяют слова Джорджа Буша-старшего: «Читайте по губам. Новых налогов не будет». Ее он произнес в 1988-м, когда выдвигался кандидатом в президенты. Правда, выиграв выборы, слова своего не сдержал и налоги пришлось повысить. Однако контролировать цены, как депутат Ганзя, Буш-старший так и не решился.