Продажи легкового и легкого коммерческого транспорта в России в июне 2021 года составили 157 808 штук увеличились на 9,8% по сравнению с 2019 годом и на 28,7% сравнительно с 2020 годом. Об этом сообщил Комитет автопроизводителей АЕБ.
После низких продаж автомобилей в прошлом году, такой результат первого полугодия был ожидаемым. Пандемия коронавируса не закончилась, появляются и распространяются новые штаммы, но производители и потребители приспособились и постарались вновь зажить привычной жизнью. Автопроизводители выпускают машины, а потребители их активно покупают, что и отразила статистика.
Рост отечественного автомобильного рынка в первом полугодии обеспечил не только провал продаж в прошлом году, были и другие факторы. Важным фактором стала нарастающая нехватка электронных компонентов в мировом автопроме, из-за чего многие производители вынуждены были приостановить выпуск ряда моделей, а по итогам года рынок может недосчитаться нескольких миллионов автомобилей, которые не будут произведены. Работающие в России автопроизводители заявляли о том, что их эта проблема не коснулась, однако впоследствии были вынуждены внести корректировки в свои производственные планы. Например, «АвтоВАЗ», лидер по продажам автомобилей в стране, временно приостанавливал производство на несколько дней из-за проблем с поставками чипов. Нарастающая нехватка электронных компонентов создала определённый ажиотаж и привела к увеличению покупательской активности.
Другим фактором, обеспечившим увеличение продаж, стал рост цен на автомобили, как из-за нехватки чипов, так и из-за мер регулирования рынка, а также роста стоимости металла. Вопрос повышения утилизационного сбора с начала года волнует и производителей, и потребителей, и хотя его удалось пока сохранить на прежнем уровне, этот фактор уже привёл к росту стоимости автомобилей. Часть потребителей не стала ждать его прояснения и начала покупать машины, пока они ещё не подорожали. Нехватка чипов и их подорожание, рост цен на металл тоже внесли свой вклад в увеличение продаж, часть потребителей стали активно покупать автомобили, пока они ещё не выросли в цене из-за этих факторов.
<!—: —>
Дальнейшее развитие событий на отечественном автомобильном рынке зависит от развития ситуации с пандемией. Если будут новые волны, станут появляться новые, более опасные штаммы инфекции, это может привести к новым ограничениям на производство в разных отраслях и на перемещения граждан. Могут быть нарушены цепочки поставок, не исключены массовые сокращения сотрудников, сокращение доходов. Это может привести к замедлению темпов производства автомобилей, снижению потребительского спроса, к тому, что автомобилей во второй половине года будет продано меньше.
Факторами, которые также продолжат определять ситуацию на отечественном рынке, станут ситуация с чипами и стоимостью металла. Пока разрешить ситуацию с чипами мировому автопрому не удаётся, ликвидировать их дефицит планируется в конце года или даже в начале следующего. Это значит, что машин может быть выпущено меньше, и они могут стать дороже, что может заставить отказаться часть покупателей от их приобретения.
Введённые экспортные пошлины на металл могут увеличить его предложение на внутреннем рынке, однако его цена, скорее всего, вырастет, что скажется на розничной стоимости автомобилей и может привести к уменьшению продаж. Значимым фактором, который может повлиять на продажи машин внутри РФ во втором полугодии может стать некоторое насыщение рынка, которое произошло в первом полугодии 2021 года. Если будут сняты ограничения на передвижения, то часть населения потратит деньги на отдых, особенно в первые три месяца второго полугодия, что может сказаться на продажах автомобилей.
В целом, объём продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей во втором полугодии может быть меньше, чем в первом полугодии этого года, но выше, чем за аналогичный период 2020 года. За счёт хорошего уровня продаж машин в России в первом полугодии 2021 года показатель по году в целом может быть лучше показателя 2019 года на 3-5%, что позволит говорить о восстановлении отечественного автомобильного рынка.