Углеродный налог ЕС

В среду, 14 июля, Еврокомиссия публиковала первые официальные предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования. Объявленный план переводит в практическую плоскость меры по достижению углеродной нейтральности. В первую очередь предполагается, что вводимые платежи направлены против собственных производителей, которые выводят вредные производства за пределы ЕС, чтобы они не смогли таким образом обойти принимаемые в Европе ограничения на выбросы. Но естественно, что единые нормы будут распространены на европейских импортеров сырья и ресурсов вне зависимости от их происхождения.

Пожалуй, пока не стоит воспринимать это событие излишне драматично. Платежи не вводятся прямо завтра. Пока это лишь общие контуры плана, основные направления, критерии и сроки. Еще предстоят обсуждения, дебаты и согласования. Евросоюз – это не унитарное государство, там такие процессы идут, как правило, долго и трудно. На согласование выделено около полутора лет, но сроки могут и растянуться. За этот период отраслевые и зарубежные лоббисты могут и постараются внести какие-то корректировки.




<!—: —>

Еврокомиссия публиковала первые официальные предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулированияСобственно говоря, это уже началось. План только объявлен, а Минэкономразвития РФ уже подсчитало, сколько потеряют российские экспортеры. По данным ведомства, под «углеродный налог» подпадает российский экспорт металлов, удобрений, электроэнергии и цемента на $7,6 млрд в ценах прошлого года.

Однако по намеченным срокам, поставщики на европейский рынок только с 2023 года начнут отчитываться о выбросах на тонну продукции. А платежи начнут взыматься только с 2026 года. Таким образом, у производителей есть время для того, чтобы адаптироваться к меняющимся условиям. Насколько можно понять, опция обеспечения углеродной нейтральности за счет высадки лесов или покупки квот на выбросы в план ЕС не вошли, но нельзя полностью исключить, что они тоже могут стать предметом торга.

Есть опция вложиться в улавливание и утилизацию СО2. Это – одно их самых перспективных направлений, однако такие технологии еще только разрабатываются, и пока сложно сказать, во что это встанет. Есть опция подключиться к возобновляемым источникам энергии. Некоторые ГМК уже начали переводить отдельные проекты на договоры с «РусГидро». А «РУСАЛ» уже на 90% обеспечен электроэнергией ГЭС и продает свой алюминий как «углеродно-чистый». Рискну предположить, что к «РусГидро» уже выстроилась очередь на заключение договоров, но, по всей видимости, «чистой энергии» на всех не хватит.

Наконец, есть опция переориентировать свой экспорт на другие рынки или, по крайней мере, угроза такой возможности. Думаю, такая угроза тоже может повлиять на окончательные формулировки и условия углеродного регулирования, поскольку получатели сырья в Европе в этом случае рискуют столкнуться с дефицитом.

Другое дело, что отказываться от премиального европейского рынка, к тому же чрезвычайно более удобного с точки зрения транспортной логистики, может оказаться менее выгодно, чем заплатить углеродный сбор или вложиться в модернизацию производства. Это все требует анализа по мере появления более отчетливых контуров реализации европейского плана.